По легенде Бог, обрадовавшись рождению сына, отворил двери ада и выпустил нечистую силу погулять и повеселиться с православными. В «святые» вечера по домам ходили «чистые» ряженые, которые пели, танцевали и веселили хозяев. А в «страшные» вечера надевали на себя страшные маски или мазались сажей и, ворвавшись в дом, пугали хозяев. Таких ряженых называли «грязными».
Ряженье было одним из любимых развлечений молодежи: в масках они оставались неузнанными своими соседями и родными, чувствовали себя раскованно, позволяя себе то, что было невозможно в обыденной жизни. Обвязавшись платками, гадали по руке и попрошайничали, изображая цыган. Вывернув шубу наизнанку, изображали различных животных (медведя, лису, козу, журавля). Наши предки знали, что, если на улице встретится ряженый — его надо обязательно одарить, тогда год удачным будет.
Обязательной акцией для тех, кто участвовал в святочных увеселениях — игрищах, гаданиях и особенно в ряженье, — являлось омовение крещенской водой у «иордани», осмысляемое как очищение от соприкосновения с нечистой силой во время Святок.
О том, какие еще традиции существовали в святочный период, можно узнать во время праздника «Святки в северной деревне», который состоится в музее «Малые Корелы» 15 января.
Встречаемся в 12:00 на территории